Детская библиотека-филиал №2

МУК «Централизованная система детских библиотек г. Ярославля»

 

 

«В стране Чудес Льюиса Кэрролла».

Литературное путешествие по сказке

 Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»

(для младшего и среднего школьного возраста)

 

Цель мероприятия: раскрыть особенности творчества Л. Кэрролла;

расширить литературный кругозор детей, развить воображение.

 

Подготовка:

Для музыкального оформления использованы песни из музыкального альбома Владимира Высоцкого «Алиса в стране Чудес»;

Фрагмент из музыкальной сказки «Алиса в стране чудес;

Оформлена выставка, где представлена книга в разных переводах.

Записаны мультфильмы по книге  1951г. (диснеевский) и 1981г. (советский)

     Оборудование: магнитная доска, фломастеры, листы белой бумаги формата А4, надувной шар

      для игры, кегли, рисунки с изображениями Чеширского Кота, Очумелого Зайца, волшебного 

      гриба.

     Ведущий1.   - Ребята, любите ли вы фантазировать?

    -Каких знаменитых фантазёров вы знаете? /Например: Карлсон, Винни-Пух, Пеппи ДлинныйЧулок, Барон Мюнхгаузен, фантазёры из книги Носова и т. д./

-А что значит “быть фантазёром”? Да, придумывать разные истории, сочинять, рассказывать о том, чего не было на самом деле; причём рассказать так, чтобы самому верилось и обязательно поверили другие.

 Я приглашаю вас пофантазировать на тему «Если бы я оказался в Стране Чудес

 Вам хочется в Страну  Чудес?

Там есть волшебный добрый лес,

И звери в том лесу живут,

И пташки весело поют.

А рядом с лесом есть река,

Она не очень глубока,

Купаться можно целый день,
Конечно, если вам не лень.

В страну не ходят поезда,

Но детям путь открыт туда:

Попробуй, чуть глаза закрой-

И там окажется любой! (Р.Кузьменко,12 лет).

Свои невероятные фантазии (лучше с иллюстрациями) изложите на бумаге и принесите в библиотеку. Лучший фантазёр получит приз. Но сначала вам надо прочитать удивительную, необыкновенно  весёлую, полную всяких чудес, превращений книгу  «Приключения Алисы в Стране Чудес». Эту книгу написал человек, который писателем стал случайно. Его основная профессия-математик, а книги, сделавшие его знаменитым, написал для дочери друга. Кто он? (Льюис Кэрролл, английский писатель.). Это псевдоним, а настоящее имя-Чарльз Людвиг Доджсон. Однажды во время лодочной прогулки с приятелем и его дочерьми, одна из них-десятилетняя Алиса, всё время просила рассказать какую-нибудь историю. Вот Льюис Кэрролл и придумал историю про девочку Алису, которая бежит за Белым Кроликом и внезапно проваливается в глубокую кроличью нору. Нора эта выводит её в загадочную комнату с множеством закрытых дверей. История так понравилась "слушательницам", что, вернувшись с прогулки,  Алиса попросила Льюиса записать для неё эту историю. «И пусть там будет побольше всяких глупостей!» - настаивала она. Чтобы правильно понять эту сказку, нужно две вещи: чувство юмора и кое-что знать. Надеюсь, у нас с этим все в порядке.

 Итак, сказка Л.Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Отправляемся в путешествие…

И начинается рассказ,

Где ждут вас превращенья.

Не обойдётся без прикрас

Рассказ мой, без сомненья.

Страна чудес встречает нас,

Страна воображенья.

Живут там чудо-существа,

Картонные солдаты,

Сама собою голова

Летает там куда-то,

И кувыркаются слова,

Как в цирке акробаты.

 (фрагмент из музыкальной сказки «Алиса в стране чудес» - песня о добре и зле).

Ведущий 2.  В этой стране вы встретите  Кота, который разговаривает, улыбается и может внезапно исчезать и появляться так, что остаётся только его улыбка. Представляете, улыбка без кота? Может, кто-то знает, как его зовут? (конечно, это Чеширский кот) Прочитать стихотворение «Чеширский Кот» или дать послушать песню исполнении Владимира Высоцкого.

 

                          «Чеширский Кот»

Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:

Чеширский Кот – совсем не тот, что чешет языком;

И вовсе не Чеширский он от слова “чешуя”,

А просто он – волшебный кот, - примерно, как и я.

Чем шире рот, тем чеширей кот,

Хотя обычные коты имеют древний род,

Но Чеширский Кот – совсем не тот:

Его нельзя считать за домашний скот!

Улыбчивы, мурлычивы, со многими на ты

И дружески отзывчивы чеширские коты,-

И у других улыбка, но такая, да не та!..

Ну, так чешите за ухом Чеширского кота!

А ещё в этой стране живёт Очумелый или Мартовский Заяц, котоый со своими друзьями Шляпой и Соней не переставая, пьют чай. Как выглядит дом, в котором он живёт? Кто сможет нарисовать?  (с.74,Трубы на нём были в виде заячьих ушей, а крыша покрыта заячьим мехом). «Возле дома под деревом был накрыт к чаю стол…»(прочитать отрывок из гл. 7,в которой «пьют чай как ненормальные»-пересказ Б. Заходера. Закончить выражением … «я дышу, когда сплю» и «я сплю, когда дышу». Давайте продолжим эту игру, в которую играли Шляпа и Заяц и придумаем свои варианты таких словосочетаний. (ответы детей, н-р, я лежу, когда читаю и я читаю, когда лежу и т.д.).И вообще слова здесь кувыркаются, ходят на голове, превращаются одно в другое…Стоит поменять одну-две буквы, и вот уже получилось новое слово, совсем другое. Вспомните: сардинки в банке(банк-банка).Приведите другие примеры /Кошка-мошка,дистанция-инстанция,сурдинка-сардинка,вычитание-причитание,канифоль-канитель/ А какая разница между пуганой вороной и письменным столом? Как думаете, отгадала Алиса эту загадку? (с.79,зачитать) Вот такие там загадки без отгадок.

А из этого дома « доносился невероятный шум: кто-то без остановки ревел, кто-то (тоже без остановки) чихал, раздавался страшный треск и звон, словно там изо всех сил били посуду…»(с.63)

Чей это дом и что же там происходило? (дом Герцогини, с.65-зачитать). Что делают из отвратительных девчонок, по мнению Герцогини? (отбивные котлеты). А это кто? Был он синим и длиной с палец, «…сидел себе на шляпке (большого гриба), сложа руки и преспокойно курил кальян, не обращая ни малейшего внимания на окружающее». (червяк, который любил давать советы) Какой полезный совет он дал Алисе? /– Не надо выходить из себя! Посмотрите внимательно на картинку (показать изображение гриба) Это большой гриб. Не простой, как и всё в этой Стране Чудес. А в чём его волшебная сила? /он может изменить рост того, кто отломит от него кусочек и съест. Об этом поведал Алисе на прощание Червяк: «откусишь с этого боку-станешь больше,-откусишь с того боку-станешь меньше»./ Помогите Алисе определить, где же у гриба бок «тот» и «этот», ведь он же круглый. Какой выход нашла Алиса?  /Она «встала на цыпочки, обхватила шляпку обеими руками и там, куда смогла дотянуться, отломила по кусочку-сразу и правой, и левой рукой…» с.57./ Так, откусывая по кусочку то из одной руки, то из другой, она регулировала свой рост. Когда нужно было, становилась больше, или, наоборот, уменьшалась. Это было очень удобно.

Ведущий 1. В этой книге все играют. Здесь много разных игр. В игру со словами мы уже поиграли, но есть ещё  игра в королевский крокет. Ребята, а что необходимо для королевского крокета? (клюшки-фламинго, шары-ежи, воротца-солдаты- глава 8). Кто вспомнит, как здесь играли? «… игроки били по шарам все сразу, никто не соблюдал очереди хода, зато все непрерывно скандалили и спорили, а то и прямо дрались…с.94-95, зачитать).

-Вспомните, как Алиса, когда стала очень большой, съев пирожок,                                                           затопила своими слезами всё подземелье. Все жители оказались в воде. Каким же образом все высохли? Что предложил Дронт, чтобы быстрее все просохли? Он предложил «устроить кросс по инстанциям» (с.30) Конечно же, Дронт напутал: надо говорить «дистанция», но в Стране Чудес этому не удивляешься: говорят, как хотят. Итак, несмотря на дистанцию, бегали как хотели, куда попало и, примерно через полчаса, когда все набегались, он скомандовал: «Финиш!; Соревнования закончились. Кто же победил? А победили все! И все получили призы! Что же подарила им Алиса? (конфеты).

Мы тоже сейчас с вами разомнёмся и согреемся в такую прохладную погоду под песню Владимира Высоцкого «Странные скачки». Игра 1. «Прыжки на корточках». (Игроки выстраиваются вдоль стартовой линии и приседают на корточки. По команде ведущего все начинают прыгать, не вставая с корточек, по направлению к финишу. Тот, кто первым пересечет конечную линию дистанции, будет победителем).

Игра 2. «Зеваки»: Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Кто сбился, выбывает из игры.

Игра 3. «Передай шарик» Чтобы сыграть в эту игру, нужен детский надувной шар.
Кто-нибудь из игроков берет этот шарик. Остальные игроки распределяются по игровой зоне, главное, чтобы игроки стояли равномерно. Теперь участники перекидывают друг другу воздушный шарик, но им нельзя передвигаться с места на место или как-то еще отрывать ноги от земли.
Те игроки, которые сдвинулись с места или прикоснулись к мячу последними, получают по штрафному очку. Участники, получившие три штрафных очка и более, выбывают из игры. Они садятся в стороне и наблюдают за остальными игроками.
Победителями считаются те двое участников, которые останутся в игровой зоне.

Ведущий 2. Поиграли, размялись, а теперь продолжим наше путешествие. Побываем в сказочной школе. Давайте вспомним, что это была за школа? Чему и как там учили? Это была морская школа. Учителем был сущий Змей Морской. В душе-Удав. Между собой ученики называли его Питоном, а себя питонцами. (Кстати, удав и питон это одно и то же.) прочитать отрывок из книги, с.109 со слов – А что же вы учили?- спросила Алиса…заканчивая «…лживопись, Натюр-Морды, Верчение тушею…

…-А сколько в день было уроков?- спросила Алиса... - Как обычно: в первый день 10 уроков, на следующий- 9, потом восемь и так далее. – Выходит, на одиннадцатый день у вас уже были каникулы?- спросила она, закончив подсчёты. – Само собой!- ответил Деликатес…» В результате  такой учёбы какое образование получали эти ученики? (оказывается, кто по-настоящему углубился в науку, добрался до самого дна, тот получал Законченное Низшее Образование, а те, которые получают образование над водой,- поверхностные знания, или высшее образование.) Всё наоборот в этой стране…

Побывав в этой необыкновенной стране, Алиса обнаружила новый закон природы. Он гласит:…? / «От перца люди делаются вспыльчивыми, от уксуса-делаются кислые, от хрена - сердитые, а от конфет-то дети становятся ну просто прелесть!»/

 А теперь-итоговая блиц-викторина:

1.Что общего между фламинго и горчицей? /они щиплются/

2. Что общего между Алисой и Буратино? /золотой ключик/

3. Где в море можно взять мёд? /у медузы/

4. Каким ростом, по мнению Червяка, можно гордиться? /с палец/

5. Какого рода время? /Он-старик-Время/

6. Из отвратительных девчонок делают?../отбивные котлеты/

7. Исправьте пословицу «не смеши языком, смеши делом» / не спеши/

8. Кто такая Дина /кошка Алисы/

9. Кто такой Билль? /маленький тритон/

10.Чем играли в крокет Королева и её приближённые? /фламинго и ежами/

Вот в какой загадочной, необыкновенной стране побывала Алиса.

Ведущий 1.А как вы думаете, ребята, что с вами могло бы произойти, если бы вы оказались в сказочной стране? Повторяю своё приглашение написать ваши фантазии на тему «Если бы я оказался в стране чудес». Фантазируйте, пишите, рисуйте, в общем, творите. Порадуйте нас и своих друзей. Мы ждём ваши работы. Напоминаю, что за лучшую фантазию-приз.

 (В завершение показать отрывок из мультфильма «Алиса в стране чудес»,1981г.)

 

 Литература:

1.Кэрролл «Алиса в стране чудес. Пересказ с английского Б.Заходера.-

М.: Самовар, 2007.-144с.: ил. - (Школьная библиотека).

2.Власова Е.Ю. С Алисой по Стране Чудес//Читаем, учимся, играем.-2005.-№1.-С.60

3.Дацик В.В. «Чтение - только начало…»(КВН по книге в соавторстве с Т.В.Садовой)//Школьная библиотека.-2007.- № 3.- С.19

 

Составитель: Леонтьева С.В., зав. библиотекой

         

 

                                                                                                        

 

Меню