Детская библиотека – филиал № 2 МУК «ЦСДБ г. Ярославля»
«Кто до сказок не охоч!»
(Ярославская фольклорная сказка)
В рамках года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Презентация сборника
«Песни и сказки Ярославской области»
(Ярославское книжное издательство, 1958 г.)
Для учащихся 5-7 классов
Оформление:
- Книжно-иллюстративная выставка «Ярославская фольклорная сказка»
- Магнитная доска с прикрепленными на неё табличками с пояснениями непонятных слов.
- Реквизит для разыгрывания эпизодов из сказок.
- Записи музыкального сопровождения.
- Видеоряд.
- Заставка к мультфильму по мотивам Ярославской сказки «Про Ивана — дурака» из сборника «Гора самоцветов», студия «Пилот»
- Отрывки из мультфильма «Про Ивана – дурака»
- Видеоряд о Пошехонском крае.(10 слайдов)
- Эл. презентация «Иллюстрации Ефимановой К.(шк.74) к сборнику «Песни и сказки ярославской области». (8 слайдов).
Начинается мероприятие заставкой к мультфильму по мотивам ярославской сказки «Про Ивана – дурака» из сборника мультфильмов «Гора самоцветов» производства студии «Пилот».
Ведущий. Не было бы на свете сапожников, ходили бы мы босиком, не было бы портных – ходили бы без одежды. А зачем нужны сказочники? Правильно, не было бы сказочников, скучно было бы жить на свете. Но, к счастью, существуют на свете сказочники. Вы, конечно, легко ответите на вопрос, кто придумал, например, «Сказку о царе Салтане» или «Гадкого утенка». А вот кто придумал «Марью — Моревну» или «Курочку Рябу»? Сколько бы вы ни искали отдельных имен сочинителей сказки – вы их не найдете. Потому, что эти сказки создавались не одним- единственным человеком и не сразу, а на протяжении многих жизней многих людей. А много жизней и много людей, собранных на одном каком-то месте нашей земли, — это уже народ. Потому и произведения, прошедшие через множество человеческих судеб, передающиеся от деда к внуку, от матери к дочери, от старших к младшим, называются народными, или фольклором.
Народ наш единый, русский и фольклор единый, общерусский. Но вместе с тем в каждой области есть свои, особенные черты.
Ярославская область – один из старейших и значительнейших центров древней Руси. Вот послушайте, как отзывались о наших предках: «Это лучшее славянское племя: легкое, живое, веселое, щеголеватое и в одежде и в образе жизни, всякое дело выполняет будто играючи» (Н. Розанов). Как перекликаются с этим шутливые народные прозвища ярославцев: красавцы, лукавцы, песенники! Не могло у такого народа – «лукавцев» и «песенников» — не возникнуть своих песен и сказок. И они, конечно же, есть. Сегодня наш разговор о ярославских сказках: часто тоже лукавых, насмешливых, иногда философских, иногда наивных. Эти произведения народа – наша национальная гордость.
Познакомиться со сказками Ярославского края нам поможет уникальная книга: «Песни и сказки Ярославской области». Год ее издания -1958.
Как известно, любая сказка начинается с присказки. Она должна подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку. Присказка дразнит и разочаровывает; иногда уговаривает и сулит, иногда вовлекает в сказку плясовым ритмом, иногда комическим гротеском.
Звучит в записи народная веселая музыка, вроде ложкарей.
Выскакивают два Петрушки ( дети или куклы):
1 Петрушка.
Ступа да лопата, коровушка горбата, овин с овсом – жеребец с хвостом. Залаяли собаки во Павловском, заревел медведь во Ивановском, волк-от – на дороге, медведь-от — на Мологе.
2 Петрушка.
Поскакала баба по горам, горы-то крутые, а сани-то худые, а впереди бежит зайчик — коротенькие ножки, сафьянные сапожки.
1 Петрушка.
— Бабушка Орина, куда же ты ходила?
2 Петрушка.
— В нову деревню.
1 Петрушка.
— Что в новой деревне?
2 Петрушка.
— Курица в бане, петух в сарафане, утка в юбке, селезень в обутке, корова в рогоже – всех подороже.
Петрушки убегают.
Ведущий: «И это еще не сказка, только присказка; а кто мою сказку будет слушать, тому соболь и куницу, и прекрасную девицу, сто рублей на свадьбу, пятьдесят на прогулянье …». А это означает: приготовься ко всему и не смей перебивать, тогда все сам увидишь…
В далекие времена, когда у людей не было ни грамоты, ни книг, всякая сказка только и могла существовать — переходя от человека к человеку, через живую речь, из уст в уста.
Представьте себе: зимний вечер, ни телевизоров, ни компьютера, ни электричества. Собирается народ в одной избе с каким – либо рукоделием в руках и слушает сказки. Хорошо знала и умела рассказывать сказки
А.В. Антропова, жительница деревни Бабарино Пошехонского района. Особенно любили слушать Антропову девушки, когда трепали лен. «Они у меня трепало отберут, все сделают, только рассказывай».
Сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.
Для Ярославской земли на первое место выходит бытовая сказка. Здесь нет описания путешествий или приключений; действие происходит в одной деревне или в одном городе, а герои – жители этой местности, чаще всего крестьяне. Например, сказки о пошехонцах. О них создано великое множество шуточных сказок, веселых историй.
Большинство сказок записано в Пошехонском районе Ярославской области. Заповедная красота этих мест способствовала созданию множества эпических произведений устного народного творчества. Давайте посмотрим на скромную красоту этого сказочного края.
Это город пяти рек и семи мостов.
Видеоряд о Пошехонье (10 слайдов)
В сказках отражаются специфические местные черты. Не слишком плодородная ярославская земля не могла всех прокормить и жители Ярославского края издавна занимались отхожими промыслами, то есть ездили на заработки в чужие края.
Пошехонцы сами любят над собой посмеяться.
Герои сказки «Про двух портных Пошехонов» идут портняжить в Каргополь, далее упоминаются деревни Гаютино и Ермаково, а также названия местных церквей. Все упомянутые в сказке церкви в настоящее время находятся на дне Рыбинского водохранилища, так как располагались на территории Мологского края.
В Ярославских сказках часто подчеркивается чисто крестьянская мысль о том, что в дом невесту берут, «так как работы много», о том, что невеста выбирается, прежде всего, как хорошая работница. В сказке «Местечко» не повезло Ивану. Попалась ему ленивая жена. Пришла пора жатвы, все трудятся, а она приходит на свое поле, выжнет местечко, ляжет на него и спит до вечера. Проучил ее Иван.
Из сказки «Местечко»:
Иван приходит, а Марья спит. Так храпит, что и не слыхала, как муж подошел. Муж, ничего не говоря, взял и всю-то жене голову и обстриг, и сам ушел домой. Просыпается Марья, схватилась за голову, да и не узнала свою голову-то. Сама себя и спрашивает:
— Что это такое? Кто же мне голову-то подменил? Ведь это бы точно Марья — я, да голова-то не моя? Пойду домой, спрошу Ивана, дома ли у него Марья.
Подходит к окну, стучит в окно и спрашивает:
— Иван! Дома ли у тебя Марья-то?
А Иван говорит:
— Дома, дома.
Марья встала у окна и задумалась.
— Куда же мне теперь идти с не моей головой?
Опять кричит в окно:
— Иван! Иван! Пусти меня! Ведь это – я, твоя Марья, только голова-то — не моя.
А Иван и говорит:
Мне таких работниц не надо, которые не помнят, что им головы меняют.
И прогнал ее от себя.
Но чаще наши сказки свидетельствуют о том, что Ярославна «во всякой работе ловка».
Об Иване да Марье и о Петре и Катерине.
(Живой театр. Ведущий медленно читает текст, а дети изображают действие. Можно каждому герою дать какой-либо атрибут или просто приколоть табличку с именем персонажа. Роли: Петр, Катерина, боров, ребенок, корова, пиво, колодец)
Стал Петр клясть женскую лень.
— Дома ничего не делаешь.
А жена и говорит:
-Оставайся дома делать, а я пойду косить. Взяла Катерина косу и пошла с песенками косить.
Не знает Петр, что сначала сделать. Дай хоть сначала сбойку собью, масла сделаю. Стал сбивать сбойку и думает:
— Надо сначала кружку пива выпить. Только втулку вынул, подставил ковшик и слышит, боров ворвался в избу! Побежал в избу, да как стукнет борова втулкой по башке, и боров растянулся. Глядь – а втулка в руках, пиво течет!
Что теперь делать? Масла нет, пиво пролил, борова убил.
Мальчишка по полу ползает, того и гляди, сбойку прольет. «Привяжу сбойку к спине, никуда не денется». Пошел поить корову, стал черпать воды, а бадья за что-то зацепилась. Он стал заглядывать в колодец – что там сделалось с бадьей, а сливки полились через голову.
Думает Петр: «Пойду корову на крышу загоню, ведь не кормлена». Домик у него накрыт дерном, зеленая трава. «Она там и наестся». Привел Петр корову на крышу, привязал веревочку и веревочку спустил в трубу. В избу пришел и привязал за ногу:
— Тут она никуда не денется, — говорит.
Стал щи собирать. Вдруг кто-то за ногу как дернет, Петра в трубу потащило. Корова с крыши свалилась. Висят они: корова и хозяин на одной веревке. Хозяин кричит, корова мычит. Да к счастью вернулась Катерина. Перехватила Катерина косой веревку. Петр башкой в горшок треснулся. Входит Катерина.
— Батюшки! Как же у нас в петле корова очутилась? Да что у тебя голова-то вся разбита? Да что же это у тебя все сливками залито и по полу-то кровь! Что же такое-то, боров никак не живой!
Схватила сынишку на руки:
— Милый ты мой сынишка, как же ты жив остался?
А Петр стоит ни жив, ни мертв, только молит про себя:
«Пронеси, господи, грозу скорей!»
Сказки нашей местности очень реалистичны. Как правило, в них мало волшебства, нет фантастических героев. Ярославские сказки состоят из великолепно построенных диалогов. Как, например, сказки о солдатах. В них солдат предстает мужественным человеком. Ему не страшны ни черти, ни бог, ни сама смерть. Смело говорит он с царем, удивляя своим умом.
Из сказки «Беззаботный монастырь»
(Читается по ролям. Царь и солдат – дети, библиотекарь – от автора.)
Спрашивает царь:
— Ну, как, сосчитал, сколько на небе звезд?
— Так точно, — отвечает солдат. На небе столько-то миллионов звезд и еще одна звезда.
А царь спрашивает:
— А верно ли?
— Если неверно, проверь сам.
— Вторая задача – крепка, иль глубока наша земля?
Солдат почесал голову.
— Да, — говорит,- глубока и крепка наша земля.
— Расскажи, почему она крепка и глубока.
— Мой отец ушел в землю сорок лет назад, и сейчас выйти не может.
Царь похвалил солдата и задал третью задачу.
— Сколько я стою?
— Иуда продал Иисуса Христа за 30 серебреников, он был небесный царь, а ты земной. Значит, на один меньше, значит двадцать девять серебреников.
Царь остался доволен и этим ответом. Солдата наградил и отпустил домой.
Удивительно отношение Ярославцев к красавицам – русалкам. Мы привыкли, что в сказках они заманивают усталых путников на дно речное, являясь персонажами чаще всего отрицательными. На ярославской же земле русалок величают «беломойками», по ночам они прозаично стирают на берегу бельё, поют протяжные песни, иногда водят хороводы, в общем, очень безобидные и милые создания.
Инсценировка сказки «Рыбак и чешка».
Жил- был мужик. Ни бедно, ни богато. Все мечтал поймать рыбу волшебную, чтобы через неё разбогатеть.
Решил он как-то ночью порыбачить, когда все чудеса выходят на землю.
На третью ночь поймал сетью рыбицу, да не простую. Вся костлявая, чешкой называется. Плюнул, было, да хотел отпустить, что от чешки возьмешь?
Однако раздумал: с голоду и голой кости рад.
А недалеко русалки на берегу плещутся: кто белье полоскает, а кто хороводы водит, ночь-то ведь лунная, звездная, самая волшебная.
Вот и говорит самая красивая, чтоб отпустил рыбицу. Сытости от чешки не будет, а иначе на три головы разжиток можно получить. Да не послушался мужик русалок и полоснул ножом рыбицу, кровь так и хлынула. Глядь, а под сердцем камень самоцветный лежит. Клад!
Да только не было мужику счастья. Наперву жену схоронил, потом двух сыновей лишился. Стал сиротой.
И через богатство слезы катятся. Не ищи себе клада, когда в семье порядок!
В основе сказки лежит народный жизненный опыт, мудрость многих поколений русских крестьян. «Сказка ложь, да в ней намек…» И этот намек, этот мудрый вывод отражается в пословице, заканчивающей сказку.
Основной герой наших сказок — простой крестьянин, который благодаря своему труду стал умнее всех, превосходит барина, который поглупел от безделья.
Где больше дураков.
Барин подзывает мужика:
— Вот разгадай мне загадку: в каком брате больше дураков, в крестьянском или барском?
А мужик и говорит:
— Конечно, господин барин, в крестьянском больше дураков. Ведь в вашем брате две доли неумных да треть дураков, а остальные умные, что осталось.
Барин не стал больше расспрашивать и поехал домой. Приехал, думал, думал. Так и не разгадал загадку.
Труженики в сказках умные, добрые, смелые. А их противники – глупые, жадные, хвастливые. Сказки учат нас хорошему. А хорошо делаешь – хорошего и жди.
Доброе дело два века живет.
Полистаем сборник «Песни и сказки ярославского края». Вы видите, что книга без иллюстраций. А теперь посмотрите, пожалуйста, на нашу выставку. Вы найдёте здесь большое количество рисунков. Это иллюстрации к сказкам сборника. А нарисовала их ученица 74 школы Ефиманова Карина. Вот такими она увидела героев сказок.
Показать компьютерную презентацию « Иллюстрации Ефимановой Карины к сборнику «Песни и сказки ярославской области».
Завершить показом отрывков из мультфильма по мотивам ярославской сказки «Про Ивана-дурака».
Помните мудрый совет русского писателя Николая Семёновича Лескова: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого её не будет под старость!»
Литература:
- Внешкольник // 2001.-№ 2.-с.36-38
- Живая старина // 1999.- № 4.-с.2-4
- Песни и сказки Ярославской области.- Ярославское книжное
издательство, 1958.
- Шут, Фома и Ерема, солдат, пошехонцы и другие.- М.: Детская
литература, 1984.
Составители: Скородумова Е.И. Заведующий библиотекой.